По одёжке встречают: «Православные церковные облачения XVII – начала XX века в собрании Эрмитажа»

5 мая 2021 года в Государственном Эрмитаже открывается выставка «Православные церковные облачения XVII– начала XX века в собрании Эрмитажа», впервые представляющая коллекцию богослужебных одежд из собрания музея. Выставка проходит в новом зале, открываемом после реставрации – Малая церковь Зимнего дворца (Малая церковь во имя Сретения Господня).

Что такое «искусство»? Странный вопрос на первый взгляд. Первые ассоциации: живописные картины, монументальная архитектура, изумительные скульптуры… Даже не углубляясь в тему, как-то непривычно называть одежду искусством, ежели речь не про моду. Тем не менее, данной выставке есть чем зацепить каждого неискушённого посетителя Эрмитажа.

Церковные облачения имеют древнюю историю, начинаемую ещё во времена Христа, а также богатое символическое значение. Например, каждая высшая степень церковной иерархии сочетает в себе священные одежды из более низших степеней, так выражается сохранение прав и преимуществ за высшими титулами. Ровно также каждый элемент облачения имеет свою символическую смысловую нагрузку.

Православные церковные облачения – самостоятельная и обособленная группа памятников в собрании Эрмитажа. Отражая традиции русского православия, священные одежды не были подвержены моде, сохраняя канонические черты на протяжении веков. Шёлк, металлическая нить, бархат, золотая нить, перламутр, серебро, жемчуг – «богатство» одеяний зависело не столько от церковной иерархии, сколько от пожертвований прихода. В связи с обветшалостью облачения перешивались, таким образом в них добавлялись новые ткани и элементы. Некоторые священные облачения и вовсе как картины, где в деталях виден размах художника.

Каждая священная одежда – отдельное произведение искусства, созданное очень изысканным образом. Лишь во второй половине XIX века появилась отдельная отрасль церковных тканей и лишь после этого они приобретают некоторую всё ещё очень условную унификацию.

Также стоит сказать пару слов и про музейное пространство выставки – Малую церковь Зимнего дворца. Данное место имеет богатую историю в виде императоров и императриц, которые приложили руку к созданию Малой церкви во имя Сретения Господня. Увы, но после революции данное помещение было изрядно разобрано и закрашено. Реставрация помещения была закончена в 2019 году, отдельным произведением является восстановленный художниками-реставраторами плафон «Сошествие Святого Духа на апостолов», написанного Н.А. Майковым.

«Поприсутствовать» на открытии и пройти небольшую экскурсию по новому залу Эрмитажа можно здесь.

Материал подготовил О.О. Усов
Фотоматериал Ю.Д. Краюшкиной

Добавить комментарий

Заполните поля или щелкните по значку, чтобы оставить свой комментарий:

Логотип WordPress.com

Для комментария используется ваша учётная запись WordPress.com. Выход /  Изменить )

Google photo

Для комментария используется ваша учётная запись Google. Выход /  Изменить )

Фотография Twitter

Для комментария используется ваша учётная запись Twitter. Выход /  Изменить )

Фотография Facebook

Для комментария используется ваша учётная запись Facebook. Выход /  Изменить )

Connecting to %s