Сколько стульев видите: загадка от Ивана Плюща

18 марта в ЦСИ им. Курехина открылась выставка «После всего/ После всех. Часть 1. После стула» петербургского художника Ивана Плюща в соавторстве с нейронной сетью.

Выставка представляет собой гиперинсталяцию и включает в себя 30 живописных работ, 20 графических, 8 видео и 30 фотографий, скульптуру и инсталляцию. Тематически залы не разделены, но среди всех работ можно выделить семь серий: после стула, после меня, после тебя, после войны, после дома, после порно, после религии. В исполнении задумки Ивану помогала нейросеть, которая обобщала предложенный художником набор изображений объекта: самого художника, дома, женского образа и других, и создавала собственное видение этого объекта. А уже позже художник переводил цифровое изображение нейросети в живописное полотно, опять возвращая реальность в реальность.  

 Визуально образы, представленные на выставке, сложно идентифицировать – наиболее четкими остаются образы самого автора. Также угадывается женский образ. Образ дома остается неопознанным без названия картины.  Образ войны опознается с помощью таких ассоциаций как развалины, дым, красный цвет. Тематика порно наиболее ярко выражена в видео-формате и графике – изображению в форме птицы. Чаще всего в работах используется образ стула, он отсылает к знаменитой работе американского художника, основоположника концептуального искусства Джозефа Кошута.

В студенческие годы Кошут создает инсталляцию «Один и три стула», в которой размышляет над тем, что такое искусство – должно ли оно отражать действительность или кажимость этой действительности. Художник создает рефлексирующее искусство об искусстве. Объектом инсталляции выступает обычный стул: фотография стула, копия словарной статьи «стул» и сам стул.  По задумке автора инсталляции неизменными остаются только две вещи: схема инсталляции и словарная статья, сам стул и фотография должны меняться. И на вопрос “Что есть стул?”, можно сказать, что главное — не в какой форме представлен стул, а сама идея стула. Проводя аналогию: важно не то, как воплощена идея искусства, а какова эта идея. Другие его работы — «Лампа и три лампы», «Часы и пять часов», «Растения и три растения», «Одно и три зеркала», доказывают, что изображенные предметы могут не соответствовать реальности, например, нарисованная лампа может быть включена, а реальная выключена. Часы реальные и изображённые могут совпадать лишь два раза в сутки, а растения — в зависимости от того, сколько времени находятся в галерее.

Выставка Ивана Плюща – это первая часть исследования о медиальности, о диалоге между действительностью, таким медиа, как искусственный интеллект, и самим автором. Его работы — прямое продолжение размышлений Джозефа Кошута. Для обоих художников важно понимание реальности и ее репрезентация либо через искусственный интеллект, как у Ивана, либо через саму идею искусства, как у Джозефа. Если в первом случае реальность не совпадает с изображённым в силу того, что искусственный интеллект не в состоянии постигнуть чувственную сферу, то во втором – реальность не дублирует изображённое, потому что идея важнее, чем форма.  

Иван Плющ понимает искусственный интеллект не только или не столько как медиа, а больше как напарника. «Я беру себе в напарники искусственный интеллект – нейронку, и собирая какое-то количество образов тех или иных, в зависимости от того, какой я хочу получить сет, отправляю их нейронке. После чего она вытаскивает образы, которые видит, и мы получаем первую стадию эскизов от искусственного интеллекта. После чего я работаю с этими эскизами и в зависимости от истории, которая находится в этом блоке, — переделываю. Мне интересно работать с искусственным интеллектом как с соавтором. Когда я собираю материал для нейронки, я беру достаточно похожие образы и иногда вбрасываю совершенно другие, и я уже получаю иной результат, понимаю, как работать с материалом потом – это пришло уже с опытом», поделился Иван Плющ в интервью

Alviter Art.

Лампа и три лампы

Один и три стула

Часы и пять часов

Главная инсталляция находится в самом последнем зале. Рядом две картины: одна – «После всех», другая — «После всего». Какой сет обрабатывала нейросеть остается загадкой.

Материал подготовила И.С. Дементьева

Добавить комментарий

Заполните поля или щелкните по значку, чтобы оставить свой комментарий:

Логотип WordPress.com

Для комментария используется ваша учётная запись WordPress.com. Выход /  Изменить )

Google photo

Для комментария используется ваша учётная запись Google. Выход /  Изменить )

Фотография Twitter

Для комментария используется ваша учётная запись Twitter. Выход /  Изменить )

Фотография Facebook

Для комментария используется ваша учётная запись Facebook. Выход /  Изменить )

Connecting to %s